Защита детей в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайная ситуация – это нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на отдельной территории, на объекте этой территории или на водном объекте. Причиной чрезвычайной ситуации может быть авария, катастрофа, стихийное бедствие или иное опасное событие, в том числе эпидемия, эпизоотия, пожар, которые привели или могут привести к невозможности проживания населения на территории или объекте, ведения там хозяйственной деятельности, к гибели людей или к значительным материальным потерям.
В зависимости от источника опасности, чрезвычайные ситуации могут быть природного, техногенного, социально-политического или военного характера.
Борьба с чрезвычайными ситуациями в мире давно уже стала всеобщей проблемой. Так, в результате бедствий природного и техногенного характера на нашей планете каждый год погибает около 3 миллионов человек, а материальный ущерб от них составляет ежегодно от 50 до 100 млрд. долларов.
Особой опасности при чрезвычайных ситуациях подвержены дети, что обусловлено их малым жизненным опытом и недостаточными знаниями для грамотных действий в условиях таких ситуаций.
Во время чрезвычайных ситуаций дети особенно подвержены травматизму, болезням, опасности потерять родственников и остаться одинокими, они являются наиболее беспомощными в таких ситуациях и потому нуждаются в особом к ним внимании и заботе.
- В случае возникновения чрезвычайной ситуации необходимо соблюдать спокойствие, выполнять рекомендации и советы по защите, передаваемые средствами массовой информации и другими источниками.
- При непосредственной угрозе жизни и здоровью необходимо всеми возможными способами покинуть место опасности.
- В чрезвычайных ситуациях лучше, чтобы дети находились под присмотром и уходом родителей или других близких, поскольку так они чувствуют себя в большей безопасности.
- В случае стихийного бедствия, аварии или катастрофы детям должны быть обеспечены необходимая медицинская помощь, санитарно-гигиенические условия и полноценное питание. При чрезвычайных ситуациях для грудных детей особенно велика роль грудного вскармливания.
- Терроризм, вооруженные конфликты и другие ситуации, связанные с насилием над человеком, вызывают стрессовые состояния у детей. В этих условиях дети нуждаются в особом внимании родителей и возможности выразить свои чувства, описать свои впечатления приемлемым для их возраста способом.
- Особую опасность представляют взрывоопасные предметы и неразорвавшиеся боевые припасы. Детям необходимо обеспечить безопасные места для игр и строго запретить им брать в руки незнакомые предметы для игры.
-
В случае возникновения чрезвычайной ситуации необходимо соблюдать спокойствие, выполнять рекомендации и советы по защите, передаваемые средствами массовой информации и другими
источниками.
На случай чрезвычайных ситуаций на всей территории страны, в регионах и на всех предприятиях создаются системы оповещения и информирования населения.
Предпосылкой для получения населением сигнала оповещения или срочной информации является передача прерывистого звука электросирены, который означает «Внимание всем!»
Этот сигнал обращает внимание населения к дальнейшим сообщениям о случившемся по всем радиоточкам, радио и телеприемникам.
Особое внимание уделяется оповещению населения, которое работает или проживает вблизи потенциально опасных объектов.
Информация об угрозе или об уже случившейся чрезвычайной ситуации (аварии) передается в первую очередь в детские, учебные и медицинские учреждения, которые находятся в зонах возможного поражения.
С получением сигнала оповещения и информации о чрезвычайной ситуации родители (родственники детей, воспитатели, учителя или взрослые, находящиеся рядом с детьми без присмотра родителей) обязаны принять все доступные меры, рекомендуемые для населения с целью обеспечения безопасности детей.
Такими мерами, в зависимости от обстановки, могут быть эвакуация детей вместе с родителями (взрослыми) из опасных мест, оказание при необходимости медицинской помощи, создание нормальных санитарно-гигиенических условий, обеспечение полноценным питанием, принятие мер к розыску родителей (родственников) потерявшихся детей и т.п.
-
При непосредственной угрозе жизни и здоровью необходимо всеми возможными способами покинуть место опасности.
В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в связи с катастрофами природного происхождения (наводнение, землетрясение, пожар и пр.), опасностью химического заражения местности, аварией атомных электростанций, осуществляется эвакуация, т.е. вывоз (вывод, выход) в безопасный район и размещение там с обеспечением приемлемых условий для временного нахождения.
При получении информации об угрозе или возникновении опасности необходимо немедленно отыскать и взять с собою документы, удостоверяющие личность детей и их родителей, деньги, имеющиеся штатные и подручные средства индивидуальной защиты (респиратор, марлевая повязка для защиты органов дыхания, одежда и обувь, приспособленные для защиты кожи от радиоактивных и отравляющих веществ), комплект верхней одежды и обуви в зависимости от времени года и погоды, запас продовольствия и питьевой воды в герметических емкостях и пакетах.
Детям дошкольного возраста вкладывается в карман или пришивается к одежде записка, где указываются их фамилия, имя и отчество, домашний адрес, а также имя и отчество матери и отца.
На путях эвакуации необходимо неукоснительно выполнять все распоряжения руководителей, быстро и грамотно действовать по сигналам оповещения, по прибытию на конечный пункт пройти регистрацию и разместиться в указанном руководством эвакуации месте.
-
В чрезвычайных ситуациях лучше, чтобы дети находились под присмотром и уходом родителей или других близких, поскольку так они чувствуют себя в большей безопасности.
Во время чрезвычайных ситуаций обязанность следить за тем, чтобы дети не были разлучены со своими родителями или воспитателями, возлагается в первую очередь на их семью, учебное заведение или учреждение, где находятся дети, а в более широком масштабе – на местные органы власти, правительство страны и Организацию Объединенных Наций.
Если все-таки дети расстаются с родителями (близкими), местные власти или правительство отвечают за обеспечение детям защиты и ухода. В их обязанности также входит поиск родителей или родных ребенка в целях воссоединения семьи. Дети, которые были разлучены со своими родными во время чрезвычайных ситуаций, не могут считаться сиротами, и не могут быть усыновлены до полного выяснения судьбы их родителей или близких родственников.
Если родителей или родственников ребенка найти не удалось, лучше, если его усыновит семья, близкая ему по происхождению.
-
В случае стихийного бедствия, аварии или катастрофы детям должна быть обеспечена необходимая медицинская помощь, санитарно-гигиенические условия и полноценное питание. При чрезвычайных
ситуациях для грудных детей особенно велика роль грудного вскармливания.
В местах массового скопления людей болезни могут распространяться очень быстро.
Всем детям беженцев или детям, попавшим в чрезвычайные ситуации и временно живущим в очень затруднительных условиях, нужно сделать прививки в соответствии с рекомендациями медицинской службы, особенно от кори, сразу после того, как они прибудут на место. Для них также должны быть обеспечены поставки витамина А.
Вакцинацию во время чрезвычайных ситуаций нужно проводить, используя одноразовые шприцы.
Поскольку такие заболевания, как корь и гепатит, распространяются очень быстро, заболевшего ребенка следует изолировать от других детей и обеспечить его осмотр медицинским работником.
Члены семьи, медицинские работники и матери, у которых есть необходимые знания и опыт, должны помогать и поощрять мать новорожденного ребенка кормить младенца исключительно грудью, особенно на протяжении первого полугода от рождения малыша, и, возможно, даже до двухлетнего возраста. В дополнение к материнскому молоку дети в возрасте шести месяцев должны также получать другие необходимые пищевые вещества.
-
Терроризм, вооруженные конфликты и другие ситуации, связанные с насилием над человеком, вызывают стрессовые состояния у детей. В этих условиях дети нуждаются в особом внимании родителей и
возможности выразить свои чувства, описать свои впечатления приемлемым для их возраста способом.
Когда в результате террористического акта, вооруженного конфликта и других, связанных с насилием над человеком, ситуаций дети теряют близких людей, привычные вещи и родные места остаются где-то далеко, дети могут ощущать себя покинутыми, что, в свою очередь, еще больше вызывает у них чувство боязни.
Следствием перенесенных ими страха, боли и насилия является проявление стрессовых реакций. Некоторые замыкаются в себе, другие становятся агрессивными.
Если ребенок не получает надлежащей помощи, чтобы понять свои чувства, его страдания могут только усугубиться.
Дети в возрасте от трех до шести лет могут чувствовать себя ответственными за то, что произошло, и это может вызвать формирование у них глубокого чувства вины. Детям такого возраста необходимы поддержка и внимание со стороны заботливого взрослого, они нуждаются в постоянном одобрении, им нельзя приказывать или ругать их.
Дети старшего возраста лучше понимают ужас ситуации и они, в определенной степени, еще более склонны к стрессовым переживаниям, чем дети младшего возраста, потому могут даже обвинять себя за неспособность предотвратить произошедшее.
Для возвращения чувства защищенности и целостности детям как можно быстрее необходимо создать условия привычного течения жизни – вовлечение в жизнь новой общины, назначение им определенной социальной роли, посещение школы, спокойные игры, спортивные мероприятия и другие формы отдыха, постоянный график питания и сна.
Если стрессовая реакция у ребенка затягивается и приобретает острый характер, он будет нуждаться в особой квалифицированной помощи.
-
Особую опасность представляют взрывоопасные предметы и неразорвавшиеся боевые припасы. Детям необходимо обеспечить безопасные места для игр и строго запретить им брать в руки незнакомые
предметы для игры.
Большую опасность для жизни и здоровья людей представляют взрывоопасные предметы (газовые магистрали и бытовые приборы, водонагревательные бачки, телевизоры и т.п.), а также не разорвавшиеся боевые припасы.
Главная причина этого – неразумное поведение людей, и в первую очередь детей и подростков, при обращении с взрывоопасными предметами и неразорвавшимися боеприпасами.
Очень опасны для жизни и здоровья людей старые боеприпасы, потому что в результате воздействия на них влаги образуются химические соединения, способные взрываться даже при легком прикосновении к ним.
Особенно опасны противопехотные мины, которые бывают различной формы, размера и цвета, как правило, незаметны и срабатывают под давлением веса, при натяжении проволоки, при простом касании или изменении угла их наклона.
Опасным является не только сам взрыв, воздействующий на человека посредством мгновенно повышающегося давления воздуха (ударной волны), а и его последствия, т.е. поражение людей обломками от домов и строений, камнями, битым стеклом и другими предметами, которые разлетаются и подхватываются ударной волной.
Наиболее опасны взрывы в жилых и общественных домах, а также в местах скопления людей.
Мины и неразорвавшиеся снаряды нельзя брать в руки или прикасаться к ним. Многие из них срабатывают при соприкосновении с землей, но бывает, что детонация задерживается. Такие снаряды представляют серьезную опасность. Выжигание полей не обезвредит мины и не сделает участок безопасным. Лучший способ убедиться, что участок безопасен, – это обратиться к саперной службе.
Некоторые мины срабатывают под давлением веса, другие – при натяжении проволоки, третьи же срабатывают при простом касании или изменении угла их наклона. На проволоку-растяжку нельзя даже наступать – мина может быть рядом. Если есть одна мина, рядом с ней могут быть и другие. При обнаружении мины необходимо остановиться и медленно пройти по своим следам назад или же просто замереть на месте и позвать кого-либо на помощь.
В случае подрыва на противопехотной мине:
- Надавите рукой на рану до прекращения кровотечения;
- Если кровотечение продолжается, наложите жгут из ткани выше раны или как можно ближе к ней и пошлите за медицинской помощью. Если помощь задерживается более чем на час, распускайте жгут каждый час, чтобы проверить, есть ли кровотечение. Жгут можно снять, если кровотечение прекратилось;
- Если ребенок дышит, но находится в бессознательном состоянии, поверните его на бок, во избежание западания языка и создания преграды поступлению воздуха.