Социально-психологическая поддержка семей, проживающих на экологически неблагополучных территориях
Как показывают результаты мониторинга социально-психологического состояния населения территории чернобыльского следа, более трети взрослых жителей имеют страхи, связанные с радиацией. У родителей главный страх – здоровье детей – формирует особое, часто неадекватное реальным опасностям отношение к радиационной опасности и склонность все, даже незначительные отклонения в развитии детей, связывать с радиацией.
Низкий уровень жизни, безработица, маленькая заработная плата и другие социальные проблемы людей, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, также сказываются на состоянии семьи, порождая внутрисемейные конфликты, социальную дезадаптацию, алкоголизацию ее членов. Рождаясь в таких семьях, дети оказываются в социальной среде, неблагоприятной для их психического и физического развития.
В такой ситуации помощь могут оказать профессиональные психологи, работники социальных служб, которые способны помочь детям и их родителям сориентировать их на решение социальных проблем, гармонизацию детско-родительских и супружеских отношений, дать информацию о создании условий для полноценного развития ребенка в неблагополучной экологической обстановке.
- Родители должны знать и уметь создать условия для полноценного развития ребенка в неблагополучной экологической обстановке.
- Помощь семье могут оказать социальные службы, предоставляющие социально-психологическую помощь и консультации по вопросам воспитания детей.
- Родителям необходимо повышать свою родительскую компетентность, получая знания о возрастных кризисах детей, о способах решения проблемных ситуаций в эти периоды.
- Многих серьезных семейных проблем можно избежать, если родители будут знать и применять способы профилактики и преодоления стрессовых ситуаций.
- Отношения родителей с ребенком должны основываться на безусловной любви, что означает любовь независимо от достоинств, внешности, способностей и поведения ребенка.
- Необходимо понимать причины страхов ребенка перед неблагополучной экологией и помогать ему с ними справляться.
-
Родители должны знать и уметь создать условия для полноценного развития ребенка в неблагополучной экологической обстановке.
Ученые постоянно изучают влияние малых доз радиации на здоровье детей разного возраста. С учетом этих исследований создаются программы, в которых описываются оптимальные условия для полноценного развития детей в неблагоприятной экологической обстановке. Родители при рождении и в процессе воспитания ребенка могут получить такую информацию в медицинских учреждениях, психологических центрах, социальных службах.
Родители должны хорошо владеть информацией о радиоэкологической ситуации в районе, где они проживают, правильно оценивать реальные риски и уметь создавать безопасные условия для сохранения физического и психологического здоровья детей.
Можно дать родителям общие рекомендации по созданию таких условий:
- Организация полноценного сбалансированного питания. Набор продуктов должен обеспечивать потребность организма, с учетом возраста ребенка, в белках, жирах, углеводах, минеральных веществах, витаминах. Ребенок более подвержен к действию неблагоприятных факторов в том случае, если его организм систематически не получает с пищей всех веществ, необходимых для нормальной жизни;
- Выполнение санитарно-гигиенических требований в быту;
- Обеспечение ребенка полноценным отдыхом;
- Обязательные ежедневные прогулки на свежем воздухе;
- Регулярные занятия физической культурой;
- Ежегодное прохождение диспансеризации и выполнение рекомендаций врачей;
- Своевременное обращение за медицинской помощью при ухудшении самочувствия, обострении хронических заболеваний. Периодический контроль хронических очагов инфекции (кариес зубов, воспаление миндалин и т.п.);
- Пополнение своих знаний о влиянии радиации на здоровье, радиационной обстановке в регионе из достоверных источников.
-
Помощь семье могут оказывать социальные службы, предоставляющие социально-психологическую помощь и консультации по вопросам воспитания детей.
Не существует такого родителя, который не имел и не имеет проблем при воспитании детей, и тут на помощь могут прийти специалисты, высококвалифицированные в вопросах детских и подростковых проблем, детско-родительских отношений. Родители могут обратиться к ним, если:
- Они не могут избавиться от страхов, связанных с проживанием в зоне радиационного загрязнения;
- Они хотели бы поговорить с тем, кто сможет их выслушать;
- Они не находят понимания в семье;
- Дети их не слушают;
- У ребенка есть проблемы;
- Их семья в кризисной ситуации (развод, болезнь члена семьи и т.п.);
- Они находятся в условиях стресса;
- Они пережили и переживают психическую травму;
- Они не могут самостоятельно выйти из «тупиковой ситуации»;
- Они не владеют собственными эмоциями и т.п.
Социально-психологическая помощь и консультации оказываются родителям психологами дошкольных учреждений, школьными психологами, специалистами социально-педагогических центров, территориальных центров социального обслуживания населения, детских поликлиник, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и других учреждений системы образования и здравоохранения.
-
Родителям необходимо повышать свою родительскую компетентность, получая знания о возрастных кризисах детей, о способах решения проблемных ситуаций в эти периоды.
Особые проблемы воспитания в семье появляются в периоды прохождения детьми возрастных кризисов. Они характеризуются психологическими изменениями (неадекватным поведением, изменениями в отношениях с окружающими, неконтролируемыми эмоциями), которые связаны с биологической перестройкой организма. Эти изменения вызывают трудности как у ребенка, так и у окружающих, при этом сильно осложняя взаимопонимание.
Известны кризисы «трех лет», «школьный» кризис шести-семи лет, а также кризис подросткового возраста. В эти периоды дети особо чувствительны к влиянию внешней среды, отягощенной экологическим стрессом, поэтому так важен грамотный подход родителей при общении с детьми.
Родители сталкиваются со сложными проблемами и очень важно, чтобы помимо примеров из своего опыта, помимо интуиции, они не пренебрегали бы и психологическими знаниями, дающими ответы на самые разные вопросы. Часто из-за отсутствия времени, огромного количества книг на эту тему родителям трудно сориентироваться и гораздо удобнее воспользоваться квалифицированным советом специалиста-психолога.
-
Многих серьезных семейных проблем можно избежать, если родители будут знать и применять способы профилактики и преодоления стрессовых ситуаций.
Стрессы влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения в семье и на работе. У стресса есть противоположность – «внутренний комфорт», его составляющие – две важные и взаимосвязанные стороны нашей жизни: удовлетворение работой и добрая атмосфера в семье.
Чтобы противостоять стрессу, необходимо научиться владеть собой. Для начала нужно понять свои сильные и слабые стороны. Для этого можно воспользоваться консультацией психолога.
Как распознать и контролировать стресс и как совладать с ним, если он уже начался? Можно выделить следующие предвестники стресса:
- Невозможность сосредоточиться на чем-либо;
- Увеличение ошибок в работе;
- Ухудшение памяти;
- Нехватка времени;
- Усталость;
- Головные боли, боли в спине и желудке, снижение аппетита;
- Раздражительность;
- Апатия и астения;
- Увеличение приема таблеток;
- Пристрастие к алкоголю и курению.
Стресс преодолим! Существует множество методов, которые показывают, как бороться со стрессом – и выиграть.
Оптимальным способом уменьшения воздействия стресса является сон, позволяющий организму расслабиться и направить энергию на восстановление сил.
Десять простых советов психолога на тот случай, если необходимо снять напряжение и расслабиться:
- Увлажните голову и тело, примите теплую ванну или сделайте массаж лица;
- Погладьте свою любимую кошку или собаку, если они есть в вашем доме. Доказано: это помогает снизить артериальное давление;
- Сходите в кино, в гости, словом, отойдите от обычных забот;
- Пообедайте с другом;
- Почитайте журнал или книгу. У вас всегда должна быть под рукой такая книга или журнал, чтение которых доставляет вам радость;
- Послушайте свою любимую музыку. Громко пойте вместе с исполнителем. Немного потанцуйте;
- Выполните несколько физических упражнений или походите по комнате несколько минут. Физические упражнения снимают стресс и вызывают в теле химические реакции, благодаря которым человек чувствует себя хорошо;
- Найдите время для досуга на свежем воздухе: копайтесь в саду, катайтесь на велосипеде. Займитесь, наконец, любимым делом;
- Произнесите про себя слова самоодобрения. Это займет у вас всего лишь несколько секунд;
- Улыбнитесь. Улыбка действительно поможет изменить к лучшему ваше настроение. И, кроме того, поможет почувствовать себя лучше еще кому-то, кому вы улыбаетесь.
Родители должны стремиться к гармонии в супружеских отношениях, помня, что только любящая семья может обеспечить оптимальные возможности для полноценного развития, воспитания и адаптации детей к жизни в обществе. Они имеют право на профессиональную помощь, особенно в период, связанный с кризисом семейных отношений.
В современной семейной психологии отмечают несколько переходных периодов, связанных с кризисом семейных отношений.
Можно определить приближение надвигающегося кризиса по следующим признакам:
- Частые противоречия и потеря доверия друг к другу;
- Потеря интереса к супругу;
- Потеря надежды на взаимность;
- Нежелание брать ответственность за восстановление близости (три основных уровня близости – сексуальная, эмоциональная и интеллектуальная);
- Устойчивое сомнение – «продолжать ли супружеские отношения».
Восстановить взаимопонимание и сотрудничество – самая главная забота каждого из супругов в кризисных ситуациях. И здесь, как правило, необходима особая психологическая помощь специалиста, без которой трудно бывает принять правильное решение.
-
Отношения родителей с ребенком должны основываться на безусловной любви, что означает любовь независимо от достоинств, внешности, способностей и поведения ребенка.
Главное требование к семейному воспитанию – это любовь. Но при этом только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах о нем, в своих усилиях по его воспитанию – мало. Необходимо, чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или в отношениях супругов друг с другом.
Поэтому так важно под руководством профессионала пройти школу родительства, основанную на ценностях материнства и отцовства, связанную с эмоциональной по своему характеру системой семейного воспитания, потому что ее центром является родительская любовь.
-
Необходимо понимать причины страхов ребенка перед неблагополучной экологией и помогать ребенку с ними справляться.
Переживания о последствиях проживания в «опасной» зоне чаще всего приходят к родителям во время любой болезни ребенка, т.е. когда он себя очень плохо чувствует. Родитель, конечно, в это время старается максимально защитить его хотя бы от каких-либо других проблем, трудностей. В первую очередь, к таким проблемам родитель относит радиацию: а вдруг и правда – только из-за этого? Соответственно, родитель всю дорогу к врачу «сомневается» вслух: «а вдруг началось… ах, если б вовремя уехали… а все мы здесь… не бойся, малыш, наверно, все-таки не потому, что здесь живем…» и т.д. И ребенок, мало того, что плохо себя чувствует, оказывается еще и в плохом настроении, точнее, в ожидании от природы вокруг чего-то очень страшного…
Подобные сомнения во время любой болезни ребенка надо оставить. Когда мы начинаем лечение, озвучиваться должны исключительно предстоящие радужные «процедурные» перспективы выздоровления, общения с детским врачом, который избавит от болезни. При этом нельзя забывать, что выздоровление не всегда наступает сразу. Поэтому и себя, и своего любимого ребенка надо настраивать на долгий кропотливый труд по освобождению от заболевания, не связывая его с местом проживания.
Давайте признаемся себе, что заболевание чаще всего появляется дома, а потому не будем перекладывать свою ответственность за переживания ребенка на особенности местной природы, пострадавшей от далекого чрезвычайного происшествия. В данном случае именно родители отвечают за то, чтобы у ребенка не сформировался устойчивый страх перед проживанием в «опасной» зоне.
Ну и, наконец, надо забыть всем нам известную привычку родителя привлекать ребенка к чему-то хорошему, включая учебу, здоровый образ жизни, через запугивание плохими реалиями, в т.ч. и «плохой» экологией местности. Дескать, не будешь учиться – так и останешься здесь навсегда погибать. Не вылезешь из лужи – заболеешь, тем более, где живем, помнишь? И так здоровья здесь ни у кого никакого…
Именно на родителях лежит ответственность за развитие страхов перед проживанием в «опасной» зоне у ребенка. Родителям следует помнить, что у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Задача взрослых – обеспечить это нормальное развитие. Не могут родители – им на помощь должны прийти специалисты.
Важным условием для гармоничного развития ребенка в семье является телесный контакт ребенка с ближайшими для него людьми – родителями!
Неумение родителей создать оптимальные условия для естественного развития собственного ребенка (например, лишение его полноценного телесного контакта с грудью матери, с ее телом и др.), приводит к тому, что ребенок прочно усваивает состояние внутреннего неудовлетворения.
Потенциал использования телесной сферы человека в психотерапии и профилактике – поистине неисчерпаемы. Родители, не бойтесь и увеличивайте телесные контакты с вашим ребенком: поглаживайте его, ласково похлопывайте, сделайте массаж головки.