Развитие ребенка раннего возраста
Первые три года жизни являются самыми значимыми в жизни человека. В этот период дети развиваются более интенсивно, чем в любой другой период своей жизни. Именно в это время формируется большинство умственных способностей, закладывается фундамент личности ребенка. Этот период – основа его будущего здоровья и развития.
Дети от рождения до трех лет лучше развиваются, если они получают надлежащую любовь, опеку, поощрение, привязанность, и если для них создаются условия, способствующие их умственному развитию, а также предоставляется полноценное питание и адекватный медицинский уход.
Все дети имеют право на официальную регистрацию при рождении, охрану здоровья, полноценное питание, образование и защиту от насилия, жестокого обращения и дискриминации. Реализация, защита и уважение прав ребенка – прямая обязанность семьи, общества и государства.
- Уход и внимание, которое получает ребенок на протяжении первых восьми лет жизни, особенно в первые три года, имеют очень большое значение и влияют на всю его дальнейшую жизнь.
- Дети лучше развиваются и растут, если получают полноценное питание, адекватный медицинский уход, надлежащую любовь, опеку, поощрение, и если для них создаются условия, способствующие их умственному развитию.
- Поощряя детей к игре и открытию нового, мы помогаем им познавать мир и обеспечиваем их полноценное развитие.
- Наблюдая за людьми вокруг себя, дети имитируют их поведение и ведут себя так же.
- Все родители и воспитатели должны знать, как развиваются дети раннего возраста.
-
Уход и внимание, которое получает ребенок на протяжении первых восьми лет жизни, особенно в первые три года, имеют очень большое значение и влияют на всю дальнейшую жизнь.
Опека и привязанность на протяжении первых лет жизни помогают ребенку активно развиваться. Когда вы держите ребенка на руках, ласкаете его и разговариваете с ним, вы стимулируете его рост и эмоциональное развитие. Находясь рядом с матерью и получая грудное кормление тогда, когда он хочет, а не по заведенному графику, ребенок чувствует себя защищенным, а потому ведет себя уверенно и спокойно. Грудным детям необходимо материнское молоко и для питания, и для полноценного развития.
Девочки и мальчики имеют одинаковые физические, умственные, эмоциональные и социальные потребности; и те, и другие имеют равный потенциал для обучения; и тем, и другим нужны внимание, привязанность и одобрение родителей.
Плач является способом, с помощью которого ребенок общается с окружающими и дает знать о своих потребностях. Родителям важно реагировать на плач ребенка, брать его на руки, разговаривать с ним. Такое чуткое поведение родителей создает атмосферу безопасности, доверия и понимания, которые необходимы для здорового развития ребенка.
Дети с ослабленным здоровьем и, особенно, дети с анемией, а также дети, которые не получают полноценного питания, чаще капризничают, испытывают различные страхи, теряют желание играть, открывать новое и общаться с другими. Эти дети нуждаются в особом внимании и лучшем питании.
Детские эмоции такие же реальные и сильные, как эмоции взрослого человека. Дети легко разочаровываются, если они не могут сделать или получить то, что им хочется. Они часто испытывают страх перед незнакомыми ситуациями, явлениями и новыми людьми. Дети, над которыми смеются, которых наказывают или игнорируют, могут вырасти либо робкими, либо агрессивными, то есть неспособными адекватно проявлять свои эмоции. Если же родители или воспитатели проявляют терпение и понимание к проявлению эмоций ребенка, он вырастет более счастливым, уравновешенным и легко адаптирующимся в любой социальной среде, детском садике, школе, высшем учебном заведении и на работе, что неизменно приводит к лучшей социальной реализации.
Никогда не говорите ребенку, что вы его не любите, если он сделал что-то не так. Важно, чтобы ребенок мог разделять оценку своих отдельных поступков, качеств, конкретной ситуации и оценку себя как человека и личности. Удерживайтесь от желания стыдить своего ребенка при посторонних, рассказывать о его проблемах и недостатках и никогда не отказывайте ребенку в поддержке и помощи.
Откажитесь от привычки сравнивать своего ребенка с другими детьми, сравнивайте его с самим собою – каким он был вчера, сегодня.
Физическое наказание или проявления жестокос-ти могут навредить развитию ребенка. Дети, которых наказывают, сами будут склонны к проявлениям жестокости. Четкое, понятное и аргументированное объяснение взрослого относительно того, что делать нельзя, и одобрение правильного поведения – наиболее эффективные способы воспитания дисциплины.
Родители играют главную роль в жизни ребенка. При этом роль отца ничем не уступает роли матери. Отец, как и мать, создает атмосферу любви и привязанности, обеспечивает полноценное питание, надлежащий уход, стимулирует физическое, эмоциональное, познавательное, речевое, эстетическое и экологическое развитие ребенка.
-
Дети лучше развиваются и растут, если получают полноценное питание, адекватный медицинский уход, надлежащую любовь, опеку, поощрение, и если для них создаются условия, способствующие
умственному развитию.
Контакт «кожа к коже» и начало грудного вскармливания в первый час после родов помогает ребенку установить глубокую эмоциональную связь с матерью, лучше расти и развиваться.
Ребенок познает мир с момента рождения. Обоняние, прикосновение, слух, зрение, осязание и вкус – главные инструменты новорожденного ребенка, с помощью которых он познает окружающий мир.
Перемещаясь на руках взрослого человека, ребенок имеет возможность видеть больше предметов, дотрагиваться до них, сверять свои ощущения с эмоциями и словами взрослого и таким образом познавать мир и формировать свое отношение к нему.
Очень важно, чтобы у ребенка были игрушки и предметы, на которые он может смотреть, которые он может брать в руки, исследовать. Ребенку надо называть предмет, говорить, какой он, показывать, как с ним играть или что с ним можно делать. Это и есть процесс обучения. Интеллект новорожденного развивается быстрее, если с ним чаще общаются и играют. С самого рождения мама, а вслед за ней и другие близкие должны начинать побуждать его к общению. В процессе такого общения формируется личность ребенка.
Если с детьми мало общаются, ограничиваясь только уходом и кормлением, это приводит к задержке в развитии. Почти все дети, оставшиеся без попечения родителей, несмотря на самый качественный уход, имеют задержки в развитии. Отсутствие позитивного эмоционального общения может привести даже к необратимым дефектам в развитии мозга ребенка. Грудных детей и малышей нельзя оставлять на длительное время одних. Это задерживает их физическое и умственное развитие.
Родителям нужно читать, петь и разговаривать с детьми с самого рождения. Эти первые «разговоры» способствуют развитию речи и создают мотивацию к обучению.
Обучая детей языку, мы помогаем им развивать способность думать и выражать себя. Дети быстро изучают язык через песни, семейные истории, стихи и игры.
-
Поощряя детей к игре и открытию нового, мы помогаем им познавать мир и обеспечиваем их полноценное развитие.
Дети играют, так как это весело, но каждая игра также чему-нибудь учит и развивает. Игра помогает детям расширить знания и опыт, развивает любопытство и уверенность. Дети учатся проверять что-то новое, сравнивая результаты, задавая вопросы и сталкиваясь с проблемами. Игра развивает речевые навыки, мышление, способность планировать, организовывать и принимать решения. Поощрение и игра имеют особое значение для ребенка с особенностями психофизического развития.
Очень важно играть вместе с ребенком. Члены семьи должны помочь детям в их игре, ставя перед ними простые задачи с четкими инструкциями, давая предметы и предлагая сделать что-то новое, но, в то же время, не доминируя в игре. Важно внимательно следить за ребенком во время игры и развивать его идеи и предложения.
Игрушка – предмет, служащий для забавы, но одновременно и средство развития ребенка. Всем детям для игры нужны разнообразные простые игрушки, отвечающие их уровню развития. Для самых маленьких детей нужны пластмассовые, разноцветные, звучащие погремушки, резиновые игрушки-пищалки. Для детей постарше могут служить самые разные природные материалы и предметы. Вода, песок, картонные коробки, деревянные геометрические фигуры, кастрюли и крышки – не хуже, чем игрушки, купленные в магазине.
Родителям нужно много терпения, когда маленькие дети настаивают на том, чтобы сделать что-то без посторонней помощи. Они учатся, стараясь достичь положительного результата. Основная часть обучения ребенка – это попытка что-то сделать, а это не всегда удается. Родителям нужно определиться, когда именно прийти на помощь, а когда дать возможность найти самостоятельное решение. Если ребенок защищен от опасности, его стремление делать что-то новое и сложное является прогрессом в его развитии. Малыши постоянно изменяются и развивают новые способности. Родители должны следить за этими изменениями и предлагать все более сложные игры и задания.
-
Наблюдая за людьми вокруг себя, дети имитируют их поведение и ведут себя так же.
Пример старших детей и взрослых больше всего влияет на формирование личности и поведения ребенка. Дети учатся, подражая поведению окружающих взрослых, а не делая то, что им говорят делать. Если взрослые кричат и ведут себя жестоко, дети поступают так же. Если же взрослые относятся друг к другу с уважением, терпением и нежностью, дети будут подражать им. Дети учатся вести себя с другими так, как другие ведут себя с ними.
Детям нравится играть разные роли, имитировать разных людей, меняться ролями со взрослыми. Нужно поощрять такое поведение, поскольку оно дает возможность развивать воображение ребенка. Оно также помогает им понять и принять поведение других людей.
-
Все родители и воспитатели должны знать, как развиваются дети раннего возраста.
Родители и воспитатели должны знать основные признаки нормального развития ребенка. Им также надо знать о том, когда нужно обратиться за помощью и как создать заботливое, любящее окружение для ребенка с особенностями психофизического развития.
Все дети растут и развиваются по похожему образцу, но у каждого ребенка свои собственные темпы развития.
Родители могут выявить признаки возможных отклонений развития и особенностей у ребенка, наблюдая за тем, как ребенок реагирует на прикосновения, звуки и движение. Если ребенок развивается медленно, родители или педагоги могут это исправить, уделяя больше времени игре и общению с ребенком, прикосновениям и эмоциональным контактам с ним.
Если же ребенок никак не реагирует на действия и внимание родителей, нужно обратиться за помощью. Очень важно сразу прибегнуть к действиям, чтобы помочь ребенку с особенностями развития достичь своего полного потенциала. Родителям и воспитателям нужно развивать способности ребенка.
Ребенок, который чувствует себя несчастным или страдает от эмоционального разлада, может вести себя неадекватно. Например, могут наблюдаться: внезапная агрессия, грусть, леность; ребенок может стать непослушным или капризным, часто плачет, жестоко ведет себя по отношению к другим детям, хочет быть в одиночестве вместо того, чтобы играть с друзьями, теряет аппетит, страдает от бессонницы.
С целью раннего выявления отклонений в развитии ребенка и получения своевременной медицинской помощи необходимо посещать детского врача с профилактической целью, т.е. не тогда, когда ребенок болеет, а тогда, когда он на вид здоров. Детский врач осуществляет профилактический осмотр ребенка, оценивает его нервно-психическое и физическое развитие и, в случае необходимости, назначает соответствующее обследование и консультации других специалистов. В то же время родители сами должны знать, как развивается ребенок, чтобы вовремя заметить отклонения и своевременно обратиться к специалистам.